Хайаса

Хайаса — государство, упоминающееся в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э

Царство Хайаса к 1400 году до нашей эры
pinterest button

Большинство хеттологов помещают Хайасу в верховья реки Чорох и Евфрат, на территории Армянского нагорья. В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, иногда вступала с ним в военные конфликты. К XIII веку до н. э., вероятно, Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами. В этот период территория Хайасы могла относиться к хурритскому царству Дайэани.

Согласно некоторым исследователям, столицей Хайасы был город Куммаха, который соответствует более позднему армянскому Кеммаху, находившемуся в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан.

Царство Хайаса к 1400 году до нашей эры
pinterest button Царство Хайаса к 1400 году до нашей эры неизвестен, GNU 1.2

История

До Тудхалия III (1500—1340 г. до н. э.)

До правления Тудхалия III сведения о Хайасе, получаемые из хеттских источников, очень скудны. Известно, что в XIV веке до н. э. хайасцы вторглись в хеттские территории и сожгли их новую столицу — Сапинува, после чего сделали своей границей город Самуха. Из клинописных табличек известны имена нескольких хайасских царей — Марийа, Каранни, Хуккана, Ананиа. Имена индоевропейского происхождения. Имеются также коневодческие индоевропейские термины.

Тудхалия III и Суппилулиума I (1340—1320 гг. до н. э.)

После вступления на трон Тудхалия III послал своего военачальника и преемника (который впоследствии стал царем Хеттского государства) Суппилулиуму покорить хайасцев, которые укрывали беглецов с хеттской территории, и вернуть город Самуха. С правителем Хайасы Хукканой Суппилулиума заключил мирный договор. Согласно этому договору, Хуккана принес присягу верности Суппилулиуме, обязался оказывать ему военную помощь и соблюдать сделавшиеся ему известными хеттские государственные тайны, а кроме того, выдать и впредь выдавать лиц, бежавших из Хеттского царства в Хайасу. Суппилулиума отдал за Хуккану свою сестру, но при этом сделал любопытную оговорку, запрещавшую царю Хайасы претендовать на других женщин хеттского царского дома, что показывает наличие в Хайасе пережитков весьма древних брачных отношений — права на сожительство с сёстрами и кузинами жены.

Мурсили II (1320—1290 гг. до н. э.)

Хайаса-Ацци некоторое время не упоминается в хеттских источниках, до начала правления Мурсили II. Во время войны хеттов с каска хайасцы снова стали укрывать беглецов с хеттской территории, а вождь Ацци Анния, сын Мария, напал на одну из хеттских областей и угнал оттуда скот и пленных. На требование Мурсили вернуть их Анния ответил отказом, вследствие чего хетты начали войну и осадили неприступную аццийскую крепость Ура. Однако основные действия против Ацци-Хайасы развернулись в последующие годы, так как Мурсили имел перед собой более важных противников в лице ассирийцев, продолжавших наращивать военную мощь.

На десятом году своего правления Мурсили во главе основных сил выступил против хайасцев. Те укрылись в горных крепостях, рассчитывая нападать по ночам на проходящие хеттские войска. Однако Мурсили, оставляя большинство горных крепостей в тылу, по-видимому, перевалил через Понтийские горы, вышел к г. Арипсе на Чёрном море и взял её, а оттуда двинулся на Туккаму — видимо, центр Ацци. Жители Туккамы сдались на милость победителя, и Мурсили зачислил 3 тыс. аццийцев в своё войско в качестве колесничих. Переговоры на этот раз велись не с царём, а с советом старейшин Ацци. Страна была включена в Хеттское царство, но в дальнейшем хеттам не удалось её удержать.

Хайаса и Армения

В первой половине XX века некоторыми исследователями высказывалось предположение что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян — «hай» (hay), упомянутое же в конце слово «(а)са» ((а) sa) всего-то является хеттским суффиксом, которое означает «страна». Ситуация в самом общем плане соответствует английскому «land» и образованных с её помощью например таких слов, как Scotland и Ireland. Эту схему одним из первых ввел в оборот Е. Форрер и оно особенно было развито немецким исследователем Паулем Кречмером, согласно которому: «„s (a)“ в слове „hayasa“ есть малоазиатский суффикс, а слово hayasa означает „страна хаев“ (hайев, армян)». Кречмер посвятил много времени изучению вопроса о стране Хайаса. В опубликованной в 1933 году Венской академией наук работе Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik») он приходит к выводу, что "употреблённое в Богазкёских надписях имя Хайаса означает «Армения». В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как «Turhunt» и «Datta», которые, с применением суффикса «(a)са» ((a) sa) приобрели значение топонимов (стран) «Turhuntasa» и «Dattasa». Позже в Армении эту точку зрения поддерживали Николай Адонц, Григорий Капанцян и другие историки. Геворк Джаукян, развивая эту схему, в качестве доказательств предложил также и слова «Harsankila», «Parminaija», «Hiwaswanta» и тд, которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид «Harsanasa», «Parminasa», «Hiwasasa». По этому поводу он писал: «Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве». Рафаэл Ишханян полагает, что в говоре армян Вана и некоторых других районов Армении (например, армяне из западного берега оз. Севан) хетт. заменяется именно грабар Խ- , что означает возможность трансформации хетт. Ḫajasa в грабар Հայք (hay-kʿ). Согласно Дьяконову нет никаких причин предполагать связь между Хайасой и Арменией и что такая трансформация лингвистически невероятна: хетт. Ḫ- должно было бы перейти в грабар Խ- . Распространенную в науке точку зрения относительно происхождения антонима hay и тождественность Хайасы и Армении поддержал Вячеслав Иванов, решительно отвергнув и показав ошибочность построений И. М. Дьяконовa и в других вопросах этногенеза армян. Тем не менее Иванов считал, что для каких-либо умозаключений о Хайасе в качестве армянской прародины недостаточно данных.

Французский учёный Франсуа Кавеньяк (François Cavaignac) в опубликованной в 1934 году своей статье «Первое царство Армении» в журнале «Revue hittite et asianique» называет Хайасу большой монархией, охватывавшей в XIV веке до н. э. всю Западную Армению.

Согласно историку Армену Айвазяну, отрицание связи армян с Хайасой политически мотивировано и имеет цель лишить армян права автохтонности на Армянском нагорье. Однако, как отмечает сочувствующая Айвазяну пресса, в Армении его взгляды разделяют «малое исключение» историков. Существует противоположное мнение, что версия о Хайасе как о прародине армянского народа политически мотивирована для того, чтобы дополнительно утвердить автохтонность армянского этноса на Армянском нагорье. В связи с этим сторонниками данного мнения было высказано предположение, что самоназвание армян грабар Հայք (hay-kʿ), вероятно, происходит от урартского названия Мелитены, урартск. Ḫāti.

Дата начала: XVI по XIII вв. до н. э.

Дата окончания: XVI по XIII вв. до н. э.

Период XIII в. до н.э., XIV в. до н.э., XV в. до н.э., XVI в. до н.э., Государство Хайаса (XVI—XIII вв. до н. э.), Древняя история

Полезная информация

Хайаса
арм. Հայասա
или Хайаса-Аззи
арм. Հայասա-Ազզի

Список царей Хайасы

Имя на русскомГоды правленияИмя на армянском
Марияс1450—1400 до н. э.Մարիաս
Каранни1400—1375 до н. э.Կարաննի
Хукканас1375—1345 до н. э.Ղուկանաս
Ананиа1345—1316 до н. э.Անանիա

holder